Из поколения в поколение моряки пересказывали друг другу легенду о Летучем Голландце. Этот образ всегда заставлял сердца биться чаще. Тайна и романтика, с ним связанные, будоражили воображение. И неспроста: легенда действительно очень поэтична. Судите сами…
…Однажды, веке этак в шестнадцатом, а быть может, в семнадцатом, летело под парусами пассажирское судно с бывалым капитаном во главе, держа курс мимо мыса Доброй Надежды, что на юге Африки. Пассажирам не повезло: не успел корабль сравняться с мысом, как разыгрался сильнейший шторм. Команда без промедления начала уговаривать старого капитана причалить к берегу и переждать бурю. Однако тот был пьян, а может быть, сошел с ума. Так или иначе, но мольбу своих подопечных он оставил без внимания. Мало того: он поклялся любыми средствами обогнуть мыс. Опасаясь за судьбу корабля во власти полоумного капитана, матросы вместе с пассажирами взбунтовались и подняли восстание, возымев целью обезвредить безумца. Однако тот оказался хитрее и поймал предводителя непокорных. Через пару секунд он отправился на корм рыбам.
Как гласит легенда, такой нечестивый поступок прогневил всемогущего Господа. В тот же миг небеса разверзлись, и тучи осветились ярким пламенем. Из пламени вышла черная тень и ступила на палубу корабля. Капитан не понял предостережения и, по военной привычке, решил пристрелить непрошенного гостя. Но пистолет разорвался в его руках, осветив на миг лицо красным светом. Ледяным голосом тень произнесла приговор: "Ты очень упрямый и жестокий человек, капитан. Отныне вином для тебя будет горькая желчь, а пищей – раскаленное железо. Ты проклят, капитан, проклят навеки!" И тотчас матросы его превратились в полуистлевшие скелеты, а сам капитан – в Летучего Голландца, с отчаянием и мольбой взирающим на небо. Таким он известен морякам последних столетий. Небеса не спешат даровать ему прощение. По легенде, его может спасти только любовь женщины, верующей в Бога. Да вот только откуда ей взяться посреди океана?
С тех пор Летучий Голландец бороздит морские просторы, сея смерть и разрушение. Как гласит поверье, призрак Летучего Голланца предвещает верную гибель для корабля или части экипажа. Поэтому моряки боялись его, как огня, суеверно прибивая к мачтам лошадиные подковы.
"…И если в час прозрачный, утренний Пловцы в морях его встречали, Их вечно мучил голос внутренний Слепым предвестием печали…"
Такова легенда, пронизанная мистикой, похожая на фантасмагорию. Должно быть, этот миф имеет под собой какую-то историческую подоплеку. Однако и реальные факты теряют свои очертания под завесой времени.
Так, например, бытуют разногласия насчет имени капитана проклятой шхуны. Одни его зовут Ван Дер Декеном, другие – Ван Страатеном, третьи – просто Ваном. По всей вероятности, в основу легенды легла реальная история, произошедшая с одним из голландских мореплавателей в 1641 году. Торговое судно вознамерилось обогнуть мыс Доброй Надежды в поисках подходящего места для небольшого поселения, которое могло бы служить перевалочным пунктом для судов Ост-Индской Компании. Разыгрался шторм, но капитан решил добраться до цели, чего бы ему это ни стоило. История закончилась плачевно. Однако и здесь не обошлось без мифотворчества. Согласно легенде, упрямый капитан так хотел попасть на восточную сторону мыса, что провозгласил: "Я попаду туда, даже если у меня это займет время до самого конца света!" Дьявол даровал ему вечную жизнь, и с тех пор корабль носится по волнам неподалеку от современного Кейптауна.
Есть и другой, вполне реальный прецедент "летучего голландца". В 1770 году на одном из кораблей вспыхнула эпидемия неизвестной болезни. Находясь в окрестностях Мальты, моряки попросили убежища в местном порту. Власти отказали из соображений безопасности. Подобным же образом поступили порты Италии и Великобритании, обрекая обитателей корабля на медленное умирание. В конце концов судно действительно превратилось в плавающий остров с грудой скелетов на борту.
Интересно, что с Летучим Голландцем чуть было не встретился один из представителей английской королевской семьи. 11 июля 1881 года британский корабль "Вакханка", на борту которого находился юный принц в качестве курсанта-гардемарина, встретил корабль-призрак. Волею судеб принцу было суждено прожить еще долгие лета и стать королем Георгом V. А вот матрос, стоявший в тот роковой день на дозоре, вскорости свалился с мачты и расшибся насмерть.
Но самое потрясающее во всей этой истории состоит в том, что легендарный корабль встречали даже в 20 веке! Так, в марте 1939 года его присутствие воочию наблюдало множество южно-африканских купальщиков. Это событие задокументировано, так как в тот день о нем писали все газеты. Аналогичная история произошла с одной из немецких подводных лодок во время Второй Мировой войны. В 60-е годы прошлого века ученые попытались привлечь последние научные данные для объяснения феномена Летучего Голландца. Предполагалось, что это мираж, возникающий в преддверии бури в результате особого рода атмосферных катаклизмов. Однако эта гипотеза себя не оправдала.
Так и по сей день природа корабля-призрака остается для нас тайной. Кто знает, быть может, ему суждено еще не раз напомнить о себе. А может быть, Летучий Голландец – всего лишь миф? Кто знает…
Легенда о Летучем Голландце
Сообщений 1 страница 4 из 4
Поделиться12010-02-19 22:22:38
Поделиться22010-02-19 22:24:39
"Летучий Голландец" N 1
Впервые корабль-призрак появился в 1500 году во время шторма у мыса Торментозы. И был он не голландцем, а чистокровным португальцем. Не пытайтесь отыскать Торментозу даже на самых пoдробных современных географических картах. Этого названия больше не существует. Зато всем известен мыс Доброй Надежды - выдающийся в море скалистый полуостров на крайнем юге Африканского континента.
В XV веке, стремясь найти морской путь в Индию, португальские мореплаватели не раз пытались обогнуть Африку с юга. Но им мешали сильные встречные ветры, длительные штормы и господствующие в этих водах туманы.
Первым взял роковой рубеж португалец Бартоломео Диаш. В августе 1487 года три корабля под его командованием отправились из Лиссабона в заветную "Страну пряностей", как тогда говорили об Индии. Близ 33-го градуса южной широты, у залива Святой Елены, поднялся сильный ветер. Боясь, что суда разобьются о прибрежные скалы, Диаш вывел их в открытый океан. Ветер перешел в шторм, и португальцы потеряли берег из виду. Страшная буря трепала корабли, относя их к югу. Когда океан несколько успокоился, Диаш приказал взять курс на восток. На судах начался ропот: потеряв надежду на спасение, моряки требовали возвращения домой. Но Диаш поклялся "всеми дьяволами", что обогнет этот проклятый мыс...
Несколько дней корабли шли на восток, но потерянный берег все не показывался. Тогда Диаш повернул корабли на север, и, достигнув наконец широкой, открытой бухты, он был вознагражден: берег плавно поворачивал на северо-восток... Его корабли все же миновали "проклятый мыс" и вошли в Индийский океан, который до той поры считался замкнутым морем.
Измученные долгими скитаниями в океане, его матросы все же взбунтовались и отказались плыть дальше. Диаш вынужден был уступить. Корабли повернули обратно, так и не добравшись до Индии. Идя на запад вдоль южной оконечности Африки, Диаш увидел далеко выступающий в море мыс. В память о пережитом двухнедельном шторме португальский мореход назвал его Кабо Торментозой - мысом Бурь.
В декабре 1488 года Бартоломео Диаш вернулся в Лиссабон. Король Жуан II, выслушав доклад мореплавателя, приказал переименовать Кабо Торментозу в мыс Доброй Надежды - теперь уже реальной - надежды добраться морским путем до Индии.
Через десять лет, в 1498 году, это осуществил другой португалец - Васко да Гама. Так же, как и Диашу, ему с большим трудом удалось обогнуть "проклятый мыс". Обласканный королем, Васко да Гама дожил свои дни в величии и славе. Судьба же Бартоломео Диаша оказалась поистине трагичной. По возвращении в Лиссабон его спутники шепотом рассказывали о своем несчастном плавании. На набережных порта распространился слух, что Диаш проклят Богом и обречен навечно плавать у Торментозы. Не прошло и двух лет, как эти слухи "материализовались". 29 мая 1500 года, во время очередной экспедиции, корабль Бартоломео Диаша пропал без вести у мыса Бурь... Гибель Диаша в воображении людей превращается в "исполнение воли Божьей". Возвращающиеся из Индии португальские моряки клянутся, что видели во время шторма у мыса Доброй Надежды его судно. Так появляется первый в истории корабль-призрак...
"Голландцы" Голландии и других стран
Из испанского вице-королевства Перу, из порта Кальяо плыл на корабле в Барселону молодой дон Сандовалле. Юноша возвращался домой с красавицей невестой и грудой золота. Команда корабля, не устояв перед искушением, убила молодую пару и завладела сокровищами. За столь тяжкое преступление Всевышний превратил членов экипажа в призраков, а судно - в вечного скитальца океана. Время от времени оно появляется в устье реки Ла-Платы. Таков испанский вариант легенды.
По индийской версии того же времени кораблем-призраком командовал легендарный британец Бернард Фокк - отчаянный и беззаботный моряк. Укрепив мачты и реи своего корабля железом и увеличив в несколько раз площадь парусов, Фокк стал совершать изумительно быстрые переходы из Англии в Индию. Как правило, его корабль отдавал якорь в Бомбее на девяностый день плавания. За такие невероятные рейсы британец был якобы проклят дьяволом и в наказание обречен вечно плавать в океане между мысом Доброй Надежды и мысом Горн.
Германские моряки были уверены: печальная участь ожидает всякого, кто встретит в Северном море корабль грешников "Либера нос". На черных его мачтах вздуты черные паруса с изображениями человеческих черепов. На корме за штурвалом стоит скелет - злой дух, правящий кораблем. Каждый грешник пребывает в одной должности по сто лет, поднимаясь по ступенькам судовой иерархии до чина капитана за тысячелетие.
В Нидерландах легенда появилась во второй половине XVII века, причем сразу в трех вариантах. По первому - некий Фалькенбург, богатый и знатный купец, накануне свадьбы своего брата убил невесту и жениха. Мучимый угрызениями совести, Фалькенбург очутился на берегу моря. Тут подошла лодка с гребцом, который произнес: "Жду тебя". Лодка доставила убийцу-купца к борту странного корабля, на котором не было ни души. Как только Фалькенбург взошел на палубу, он поплыл в сторону Северного моря. С тех пор серый корабль под красными парусами блуждает там, никогда не заходя в порт.
Во второй легенде капитаном парусника был Ван Страатен - смелый моряк, не верующий ни в Бога, ни в черта. Он вышел в море в страстную пятницу и поклялся, пробиваясь сквозь встречный шторм, обогнуть мыс Горн. За эти деяния он был осужден плавать в океане до страшного суда. Когда Ван Страатен встречает в океане другое судно, то приказывает своим матросам спускать на воду шлюпку и, подойдя к кораблю, просит принять пачку писем. Все они адресованы людям, которых уже давно нет в живых. В таких случаях рекомендовалось немедленно взять письма и прибить их к грот-мачте. Особенную осторожность следовало соблюдать, если на корабле нет Библии. А тех, кто посмеет прочитать эти письма, ждет неминуемое кораблекрушение.
Третьего "Летучего голландца" звали Ван дер Декен. Он также поклялся при встречном шторме обогнуть мыс Горн. Много дней подряд ревели стихии. Команда роптала, а капитан спокойно курил трубку и пил пиво. Тех, кто пытался воспрепятствовать его затее, Ван дер Декен швырял за борт. Но вот на палубу корабля опустился святой дух. Капитан-безбожник выстрелил в него из пистолета, но ранил себя. Ван дер Декен стал злым духом моряков, был осужден на бессрочное плавание в бушующем океане. Появление его корабля предвещало шторм и кораблекрушение.
Подобных легенд о "Летучем голландце" великое множество. Они отличаются одна от другой не только именами капитанов, но и причиной проклятья, которое на них обрушилось: то это клятва обогнуть мыс против ветра, то убийство ради богатства, то волшебство, то иной грех.
Поделиться32010-02-19 22:24:57
Страшная находка
В далекие времена парусного флота среди снежных торосистых равнин и айсбергов, под тусклым небом Арктики странствовали полярные "Летучие голландцы". Обледенелые, в саване туманов, бороздили они ледяной простор по воле ветров и течений. Целыми десятилетиями дрейфовали иногда в белых пустынях вмерзшие в лед суда. Эскимосам-охотникам, китобоям и полярным исследователям не раз случалось видеть в морозной мгле их призрачные контуры.
Первыми, кто встретился с "Летучим голландцем" в Арктике, были китобои с английского корабля "Гренландия". В августе 1775 года капитан Уарренс в погоне за стадом китов привел свое судно на 77-ю параллель в заливе Баффина. Пути вперед не было - море закрылось тяжелыми льдинами и множеством огромных айсбергов.
Капитан Уарренс приказал лечь на обратный курс. "Гренландия" стала медленно разворачиваться. Но неожиданно ветер стих и паруса безжизненно повисли на реях. Ветер задул только к вечеру второго дня, а к ночи перешел в шторм. Льдины со скрежетом наползали одна на другую, стоял ужасный грохот, Под утро пришли в движение и айсберги, они гулко сталкивались и переворачивались, кроша лед. В полдень стихла пурга, изза уходящих туч выскользнуло бледное полярное солнце.
Вдруг все увидели, что над одним из айсбергов плавно движутся верхушки трех мачт с раздутыми парусами. "Неужели здесь, кроме нас, есть еще судно? Кто еще осмелился забрести так далеко?" - недоумевали моряки. А мачты продолжали двигаться. Вот из-за айсберга показался бушприт, потом фигура богини, украшающая нос корабля, потом и сам корабль... Китобоям сразу же бросилось в глаза, как странно развернуты реи незнакомца, как неестественно поставлены паруса.
- "Голландец"! - с ужасом закричали моряки.
Уже кто-то из гарпунеров начал читать молитву, кто-то побежал в кубрик за Библией. Между тем неизвестный корабль ударился килем о подводную кромку плывшего перед ним айсберга. От толчка рухнула и упала за борт его фок-мачта. Судно остановилось в двухстах метрах от "Гренландии".
- Это не "Голландец"! - воскликнул капитан китобойца.- Они терпят бедствие, им нужна помощь. Четверо гребцов - за мной!
Вскоре на воду спустили вельбот, и Уарренс с матросами направились к странному кораблю. Приблизившись, они увидели, что корпус парусника сильно поврежден льдинами и обветшал, Тщетно пытался капитан Уарренс прочесть на корме название корабля: буквы выцвели и стерлись. Палуба, покрытая толстым слоем льда и снега, была пуста.
- Эй, есть тут живые души? - крикнул капитан. Звук его голоса поглотила тягучая тишина. Поднимаясь с кормы на палубу, капитан заглянул в иллюминатор каюты и увидел сидящего за столом человека. Из-за плохого освещения ничего больше разобрать было нельзя. Открыв люк, китобои вошли внутрь корабля и направились туда, где капитан увидел человека. В салоне корабля их глазам предстала страшная картина. За столом сидел мертвец с зеленым лицом и провалившимися глазами. Его руки лежали на раскрытом судовом журнале. На недописанной странице моряки прочитали английский текст: "14 ноября 1762 года. Семнадцатый день мы зажаты в этих льдах. Вчера погас огонь. Наш капитан безуспешно пытается разжечь его. Сегодня утром скончалась его жена. Спасения нет..."
Не говоря ни слова, Уарренс и матросы направились в каюту капитана. На кровати лежала женщина. Ее лицо хорошо сохранилось, лишь по неестественному положению тела можно было понять, что она мертва. Возле нее на полу сидел заледенелый капитан. В одной руке он все еще держал кресало, в другой - кремень. На баке и в кубрике китобои обнаружили еще несколько тел.
Заглянули в кладовую - ящики, бочки и полки были пусты. Ужас охватил китобоев, они хотели немедленно вернуться на "Гренландию". Уарренсу удалось незаметно от них взять часть вахтенного журнала, который буквально рассыпался в его руках. Когда "Гренландия" вернулась в Англию, Уарренс сообщил о страшной встрече в Арктике лордам Адмиралтейства. По остаткам журнала так и не удалось установить название и порт приписки неведомого корабля, тринадцать лет странствовавшего по арктическим морям.
Поделиться42010-02-19 22:26:31
«Летучий Голландец» - где заканчиваются легенды и начинается реальность?
Легенда о «Летучем Голландце» широко известна. Она уже давно и многократно отражена в литературе, поэзии, музыке, живописи, кинематографе. Но это для людей сухопутных «Летучий Голландец» – занимательная байка, а для моряков это суровая реальность, хотя и встречающаяся не часто.
Саму легенду пересказывать не буду, у неё множество вариантов, о которых неоднократно писали. Суть везде одна – в открытом море из дымки тумана или пелены дождя появляется потрепанный штормами парусный пиратский корабль-призрак без экипажа или с ожившими мертвецами в старомодной одежде на борту. Высадиться на него, как правило, не удается, и корабль снова исчезает в тумане. Для моряков это всегда предвестник грядущей серьезной опасности, а может быть и смерти. Встречи с ним боятся, но в тайне на неё надеются – неизведанное пугает, но и притягивает – хочется убедиться, что это не более, чем байки подвыпивших морских волков.Но в таком классическом виде «Летучий Голландец» появляется чрезвычайно редко. Значительно чаще в море встречаются реальные корабли без экипажей, которые месяцы, а то и годы бороздят просторы, пока не встретят кого-то на своем непредсказуемом пути. Иногда тайна подобных кораблей раскрывается быстро. Чаще всего это бывает в случаях, когда команда оставила терпящее бедствие судно, но оно не затонуло, а продолжило свой путь по воле ветров и течений. Обычно о таком корабле появляется несколько заметок в прессе, затем же о нем забывают: нет тайны – нет и интереса.
В начале прошлого века во время шторма, сместившего груз в трюме, что привело к опасному крену, был покинут командой пароход «Данмор». Моряков со шлюпок сняла находящаяся неподалеку английская эскадра. Так как пароход продолжал оставаться на плаву и мог представлять серьезную угрозу судоходству, командующий эскадрой решил его потопить. Штормовая погода и наступающие сумерки отсрочили выполнение его решения до утра. Но утром пароход найти не смогли и решили, что он затонул самостоятельно.
Каково же было удивление моряков той же эскадры, когда через год они снова в штормовую погоду встретили «Данмор». И опять наступившая ночь спасла пароход, исчезнувший к утру из зоны видимости. Проведенные поиски результатов не дали. Любопытно, что «Данмор» моряки встречали в океане в течение нескольких лет, но ни разу не смогли к нему подойти. И подобных примеров немало.
Иногда на пути кораблей встречаются суда с мертвой командой на борту – обычно это результат болезни или пищевого отравления, сразивших моряков в открытом море, или же последствия пиратского нападения. Как правило, причина смерти устанавливается, и подобный случай перестает вызывать пристальный интерес публики.Зачастую корабль с мертвой командой может носиться по волнам годами. Так, в 1913 году у южной оконечности Чили в открытом море был найден основательно потрепанный барк «Мальборо», паруса которого давно истлели. На борту, к удивлению высадившихся на барк моряков, оказалось несколько скелетов. Но главное удивление вызвал судовой журнал, последняя запись в котором была сделана еще в конце XIX века. Получалось, что барк более 20 лет самостоятельно путешествовал по океану.
Даже в наши дни в океанах продолжают встречать оставленные экипажами суда, находящиеся во вполне исправном состоянии. Как правило, судьба их моряков так и остается неизвестной. Естественно, что именно такие случаи вызывают самый жгучий интерес и попытки докопаться до истины. Причем, разгадать тайны исчезнувших экипажей пытаются не только моряки, журналисты и охочая до сенсаций публика, но и эксперты солидных страховых компаний, серьезные ученые.
Пожалуй, один из самых широко освещаемых подобных случаев произошел в 1872 году, когда в море английский корабль обнаружил бриг «Мария Челеста», на котором не было экипажа. Бриг находился во вполне исправном состоянии, и его доставили в порт британской базы в Гибралтаре. Любопытно, что для исследования брига пригласили не только известных ученых, но и сыщиков Скотленд-Ярда. Но тайна исчезновения экипажа «Марии Челесты» так и осталась нераскрытой.Подобные случаи происходят ежегодно. Осенью 1955 года из порта Апиа вышел небольшой теплоход «Джоита» с грузом копры и пассажирами на борту. Связь на судне работала исправно, но вскоре радист перестал отвечать на вызовы. Через месяц всего в нескольких сотнях миль от порта проходящее судно обнаружило «Джоита» без команды и пассажиров. Повреждений на судне не было, груз находился на борту, так что пиратское нападение явно исключалось. Что произошло на самом деле, так и не установили. А этот случай пополнил собой список из тысяч подобных, который продолжает пополняться и в наши дни.
Иногда происходят вообще удивительные случаи, когда экипаж исчезает при хорошей погоде с судна практически находящегося на виду у других судов. В 1850 году к берегу рядом с поселком Истонс Бич вблизи Ньюпорта подошел парусник «Сибёрд», причем, он не швартовался, а просто уткнулся носом в песок. К удивлению собравшихся, единственным живым существом на судне была собака. Когда же люди поднялись на судно, удивление переросло в недоумение – в рубке висел табачный дым, на камбузе источал ароматы горячий завтрак, а в судовом журнале последняя запись свидетельствовала, что судно вышло на траверс рифа Брентон, находящегося от Истонс Бич всего в нескольких милях. Вскоре к берегу подошли рыбаки, видевшие несколько часов назад «Сибёрд» в море и даже обменявшиеся приветствиями с его капитаном. Что произошло с экипажем – так и осталось неразгаданной тайной.
Подобные случаи не единичны. 20 апреля 2007 года у берегов Австралии обнаружили небольшой катамаран без команды. Он был полностью исправен, продолжали работать двигатели, был включен компьютер и навигационные приборы, а в кубрике был накрыт к обеду стол. Что произошло с тремя австралийцами, составлявшими экипаж катамарана, так и осталось тайной.Что же происходит с экипажами подобных судов? Эту тайну пытаются разгадать уже несколько веков. Существует масса гипотез, от экзотических: похищение инопланетянами, случайный переход людей в параллельный мир или другое измерение, нападение громадного морского животного и т. п., до вполне реальных: острое пищевое отравление или эпидемия, экипаж смыло за борт, нападение пиратов, попадание судна в зону сильного ультразвукового излучения, приведшего к экипаж к самоубийству, и т. д. Что же происходило в реальности, наверное, для большинства случаев так никогда и не будет разгадано. Океан умеет хранить свои тайны.